Работа с посетителями
Музей вправе осуществлять следующие иные виды деятельности:
- Услуги по публикации музейных предметов, музейных коллекций путем публичного показа;
- Обеспечение доступа населения к музейным предметам и музейным коллекциям;
- Выявление, изучение и публикация музейных предметов и музейных коллекций;
- Организация музейного обслуживания населения с учетом интересов и потребностей различных социально-возрастных и образовательных групп;
- Обеспечение сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
- Развитие современных форм музейного, экскурсионного обслуживания;
- Внедрение компьютеризации и интернет-технологий в организацию музейного дела;
- Организация совместной работы с научными и образовательными учреждениями;
- Расширение выставочной деятельности, обмен экспозициями с другими музеями;
- Организация рекламной деятельности;
- Проведение научно- практических семинаров, конференций, фестивалей;
- Проведение консультаций, предоставление информационных услуг;
- Организация стажировок специалистов музея;
- Формирование фонда в соответствии с концепцией и профилем Музея;
- Пополнение музейных коллекций, в том числе путем приобретения у частных коллекционеров;
- Осуществление учета, хранения музейных предметов и музейных коллекций с соблюдением необходимого климатического режима;
- Занесение предметов в электронный каталог и их оцифрование;
- Экспертиза музейных предметов, консультации у специалистов, заключение договоров на реставрационные работы с организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности;
- Мероприятия по обеспыливанию, дезинфекции и консервации музейных предметов и коллекций;
Музей вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Виды приносящей доход деятельности Музея:
- Проведение обзорных экскурсий, в том числе вне музея.
- Проведение музейных мероприятий по заявкам, в том числе обрядовых.
- Предоставление выставочного оборудования.
- Проведение методических консультаций по вопросам составления авторских работ.
- Предоставление возможности фото-видеосъемки экспонатов, музейных коллекций, залов музея, мероприятий.
- Организация выставок-продаж изделий народного промысла.
- Организация привозных выставок.
- Организация тематических выставок по заявкам на площадях учреждений и предприятий.
- Предоставление справок, требующих сложного поиска информации по заявленной теме (информационное разыскание).
- Тематическая подборка литературы в отсутствие заказчика.
- Сканирование документов из фондов музея (фото, письменных источников, справок), а также документов заказчика.
- Распечатка принтерная с электронных носителей заказчика.
- Брошюрование документов (пружинное).
(Из Устава Муниципального бюджетного учреждения культуры «Новоуральский историко-краеведческий музей»)
Обрядовые праздники
1. Самовар кипит, уходить не велит * (для дошкольников и младших школьников) Во время интерактивного мероприятия посетители узнают, когда и где появились первые самовары, познакомятся с традициями русского чаепития и секретами самоварного производства. Продолжительность: 40 - 45 минут.
2. Веселая Капустина * (для дошкольников и младших школьников) Осенний праздник, посвященный сбору капусты. В ходе интерактивного мероприятия с элементами театрализации вы узнаете, когда на Руси появилась капуста, какими целебными свойствами она обладает и многое другое. Продолжительность: 40 - 45 минут.
3. Дожинки * (для дошкольников и младших школьников) Праздник окончания уборки хлебов. В ходе интерактивного мероприятия с элементами театрализации узнаете, что такое цеп, жернова, сито, для чего нужен серп, как веять зерно и как его превратить в муку… Продолжительность: 40 - 45 минут.
4. Рождественское колесо истории (для дошкольников и младших школьников) На этом мероприятии вы услышите рассказ о традициях и обрядах празднования на Руси Рождества, когда и откуда появилась новогодняя ёлка и какими игрушками её украшали раньше, примите участие в «колядовании» и святочных гаданиях. Продолжительность: 40 - 45 минут.
5. Широкая Масленица (для дошкольников и младших школьников) В ходе интерактивного мероприятия с элементами театрализации вас ожидают масленичные забавы, игры, хороводы. Продолжительность: 40 - 45 минут.
6. Пасхальные встречи (для дошкольников и младших школьников) На этом мероприятии вы познакомитесь с историей праздника Пасхи, традициями пасхального стола и народными играми. Продолжительность: 40 - 45 минут.
* Мероприятия проводятся с периодичностью раз в три года в сентябре – октябре месяце.
Зал «Наш край в прошлом»
1. Здравствуй музей (для дошкольников и младших школьников)
На основе музейных предметов и сказки про недотепу Ивашку дети узнают, что такое музей, экспонат, экскурсовод …Форма проведения занятия – обсуждение с демонстрацией экспонатов (самовар, веретено, утюг, лапти…) и включением интерактивных элементов. Продолжительность: 30 – 45 минут2. Русский дом (для дошкольников и младших школьников) На занятии дети знакомятся с традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством, с используемыми материалами и инструментами, с планировкой подворья. Форма проведения занятия – обсуждение с демонстрацией макета и музейных предметов. Для закрепления материала проводится игра «В избе и на подворье». Продолжительность: 40 - 45 минут.
3. Русское гостеприимство (для дошкольников и младших школьников)
Занятие, в ходе которого проверяются знания, полученные на занятии «Русский дом», а так же идет знакомство с народным этикетом приема гостей. Форма проведения занятия – обсуждение с интерактивными заданиями и использованием элементов театрализации. Продолжительность: 40 - 45 минут.4. В гостях у пряхи (для дошкольников и младших школьников)
На занятии идет знакомство с традиционными видами женского рукоделия – прядением, ткачеством и плетением. Форма проведения занятия – обсуждение с демонстрацией музейных предметов, с использованием интерактивных заданий. В конце занятия дети изготавливают поясок простейшим способом – скручиванием. Продолжительность: 40 - 45 минут.5. Русский костюм (для дошкольников и младших школьников)
В ходе занятия посетители знакомятся с народной женской и мужской одеждой, головными уборами, обувью. Посетители смогут примерить некоторые элементы одежды. Форма проведения занятия – обсуждение с демонстрацией музейных предметов. Продолжительность: 40 - 45 минут.6. История осветительных приборов (для дошкольников и младших школьников)
На занятии посетители знакомятся с разнообразием осветительных приборов от лучины до электрической лампочки, их устройством, историческими вехами развития. Форма проведения занятия – обсуждение с демонстрацией музейных предметов. Продолжительность: 40 - 45 минут.7. Русская народная игрушка (для дошкольников и младших школьников)
В ходе занятия посетители познакомятся с самыми известными русскими традиционными игрушками (Дымковской, Богородской, матрешкой и др.), узнают, из чего они сделаны и как украшены. Форма проведения занятия – обсуждение с демонстрацией игрушек. Под руководством музейного работника дети смогут своими руками изготовить тряпичную куклу-закрутку и взять ее на память. Продолжительность: 40 - 45 минут.8. Познавательное путешествие в нумизматику (для младших школьников)
Занятие может использоваться как дополнительное к урокам по окружающему миру при изучении тем по истории. В ходе занятия посетители знакомятся с разнообразными формами денег, их историей, понятиями «нумизматика», «аверс», «реверс», «гурт». Форма проведения занятия – обсуждение с использованием компьютерной презентации и демонстрацией музейных предметов. Продолжительность: 40 - 45 минут.9. Из истории письменности (для младших школьников)
Занятие может использоваться как дополнительное к урокам по окружающему миру при изучении тем по истории. Материал занятия знакомит посетителей с историей письменности: узелковым и рисуночным письмом, клинописью; с первыми письменными материалами, с историей книгопечатания. Форма проведения занятия – обсуждение с демонстрацией музейных предметов и включением интерактивных элементов. Продолжительность: 40 - 45 минут.10. Поход Ермака (для младших школьников)
Занятие может использоваться как дополнительное к урокам по окружающему миру при изучении тем по истории. Посетители знакомятся с историей освоения Урала и Сибири и знаменитым походом Ермака на основе музейной экспозиции зала. Форма проведения занятия – обсуждение с демонстрацией музейных предметов, а также привлечением технических средств (показ фрагмента художественного фильма «Ермак»).В конце занятия каждый посетитель для закрепления полученной информации заполняет опросный лист. Продолжительность: 40 - 45 минут.11. Промыслы нашего края (для младших и старших школьников)
Экскурсия знакомит с историей развития промыслов Урала (Каслинское художественное литье из чугуна, Нижнетагильская роспись по металлу, Таволожская керамика и др.) Форма проведения занятия – обсуждение с демонстрацией музейных предметов, а также привлечением технических средств (показ фрагмента документального фильма «260 лет Нижнетагильской лаковой живописи»). Продолжительность: 40 - 45 минут.12. Уральская металлургия (для старших школьников и взрослой аудитории)
В ходе занятия посетители знакомятся с историей возникновения горнозаводской промышленности Урала, Верх-Нейвинского завода, а также с первыми представителями династии Демидовых на основе музейной экспозиции зала. Форма проведения занятия – обсуждение. В конце занятия каждый посетитель для закрепления полученной информации заполняет опросный лист. Продолжительность: 40 - 45 минут.