Версия для слабовидящих
Адрес: Ул.Первомайская 5
Телефон: 4-72-62, 4-73-13, 4-80-53
Email: mbuknikm@mail.ru

"Большой террор" так называется информационная выставка Государственного архива административных органов Свердловской области, на которой представлены выдержки из личных дел репрессированных граждан.

Политические репрессии в Советской России начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой.

Количество непосредственных жертв репрессий (лиц, приговорённых за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами.

На 1937—1938 годы пришёлся один из пиков арестов. За эти два года по делам органов НКВД, по всем видам преступлений, было арестовано 1 575 259 человек, из них 681 692 человека приговорены к расстрелу.

Познакомится с выставкой пришли в музей учащиеся 7 А класса МАОУ «СОШ № 54», классный руководитель Жилина Марина Валерьевна. На встрече присутствовали члены Ассоциации жертв политических репрессий: Лисьих Нурия Харисовна, Тюпаева Валентина Григорьевна, Галаган Зоя Сергеевна, Патрушева Татьяна Ивановна, которые поделились своими воспоминаниями.

В заключении ребята посмотрели фрагмент из фильма «Свет памяти», рассказывающего о существовании на территории нашего будущего города Исправительно-трудового лагеря № 100.

История не нуждается ни в восхвалении, ни в принижении. Истории важна правда, её надо знать, чтобы не повторить ошибок прошлого. 

Из книги «Памяти незаконных жертв политических репрессий»

Тюпаева В.Г.: «Родилась в г. Симферополь Крымской области. У меня было два старших брата – Юрий и Виталий. У нас был свой дом, жили дружно, не бедно. Но началась война, и все изменилось. В моих детских воспоминаниях остались бомбежки, когда мы, дети, прятались под кровать.

Летом 1944 г. насильственно в течение 24 часов на основании решения Государственных органов по национальному признаку (мы – болгары) вся наша семья была выселена из Крыма в Свердловскую область, в поселок Лобва на спецпоселение».

Лисьих Н.Х.: «С 1926 года мой дед, Алимов Закир был лишен избирательных прав, а в августе 1930 года был выслан с семьей из с. Татсугут Чувашской АССР.

28 июля 1931 года погрузили всех, а была семья из 11 человек, и отправили на Урал. Всё отобрали, осталась лошадь с телегой и кое-какие вещи, что были на них. Хорошо, что их было несколько семей, которые были дружны и верны до самой смерти».

Патрушева Т.И.: «Жили мы в Таллине. Отец получил должность командира морской базы. Это послужило поводом для недовольства и зависти. Он был человек компанейский, любимцем компаний, тамадой, всегда умел рассказать веселые истории и анекдоты. В один такой момент один из тех, кто претендовал на его должность, донес на него за безобидный анекдот».

Галаган З.С.: «Мой дед, Зарецкий Андрей Антонович, до 1917 года классный художник, общественный деятель, имел небольшое имение, вел хозяйство, обеспечивающее его большую семью (шестеро детей)

Своими руками он создал райский уголок в селе Шовском, куда съезжались известные люди того времени. Никого не эксплуатировал, никого не грабил. За работу в искусстве получил дворянское звание.

В 1917 году его имение большевики национализировали. Он и его дети оказались вне закона.