Версия для слабовидящих
Адрес: Ул.Первомайская 5
Телефон: 4-72-62, 4-73-13, 4-80-53
Email: mbuknikm@mail.ru

В мае 2017 г. в п.Верх-Нейвинском проходила 1-я научно-практическая конференция "Верх-Нейвинские чтения". Хранители Новоуральского историко-краеведческого музея приняли заочное участие в конференции со следующими работами: "Вещественные источники в Новоуральском краеведческом музее из музея "УАМЗ" Лазарева В.Н.;  "Хранители истории" Лисина И.С.;  "Культовые предметы в коллекции Новоуральского историко-краеведческого музея" Ломакина И.С.

 Ирина Ломакина

хранитель музейных ценностей Новоуральского историко-краеведческого музея

 

Тема: «Культовые предметы в коллекции Новоуральского историко-краеведческого музея». 

На горе поселка Верх-Нейвинский возвышается Церковь Воскресения – образец культовой архитектуры позднего русского классицизма.

В Новоуральском историко-краеведческом музее хранятся предметы, бытовавшие в храме Воскресения Христова посёлка Верх-Нейвинский. 

Культовые предметы в коллекции «Металл»  представлены  лампадой, кадилом, в коллекции «Икона»  складнями 19 века. В коллекции «Ткани» собраны предметы старообрядческого культа – лестовки, подручники, одеяния священнослужителей – стихарь алтарника, для пасхальных служений, фелонь зеленого и желтого цвета, подрясники, поручи, головные уборы священнослужителей.

В 2015 году в музей поступил комплект облачения священнослужителя. Облачение подарил Щербина Д.Е. Комплект (рис.1) был изготовлен в Екатеринбургском Ново-Тихвинском женском монастыре в середине 1990-х годов. Первоначально службы в нем проводил отец Донат (Александр Малков), настоятель Воскресенского храма с  20 декабря 1994 г. Затем отец Михаил Кидяшов  настоятель храма с июля 1998 г.

В музейной документации комплект зарегистрирован под номером КП 12240/1-8.  Состоит из 8 предметов: подризник, епитрахиль, поручи - 2, фелонь, пояс, набедренник, палица. Комплект сшит из шелка синего цвета с выработкой  золотого цвета "Корона" и цветочно-растительного орнамента.  

Цветовая гамма богослужебных облачений символизирует духовные значения празднуемых святых и священных событий. 

Темно-синий цвет музейного комплекта использовался в праздничные дни великого поста перед Пасхой. Синий - цвет поста и покаяния.

Подризник (рис.2)КП 12240/2  представляет собой одеяние из ткани белого цвета с выработкой цветочно-растительных элементов. Покрой отрезной по линии талии. Рукав втачной, узкий. Край горловины обработан окантовочным швом. На груди прорезь с застежкой на пуговицу белого цвета. По бокам изделия и по краям рукава разрезы. Края разрезов обработаны атласной тонкой лентой в тон изделия. Швы выполнены механическим швом. К одной из сторон разреза рукава пришиты гамматы – ленты белого цвета, стягивающие рукава у запястья. На спине подризника нашит крест из белых атласных лент, по низу подола нашиты две ленты, поскольку он выступает из-под верхней одежды и виден всем. Низ изделия с подгибом, обработан механическим швом. Размеры - 45 х 148 см. На боковых швах следы домашней реставрации белыми нитками, на правом рукаве прорывы ткани.

При облачении нижний край рукава подризника плотно стягивается у запястья, символизируя связанные руки Спасителя, ведомого на суд.

Ленты рассматриваются как символическое изображение потока крови из раненных рук Христа. На рукавах подризника и на оплечиях полос нет, плечи покрываются верхней богослужебной одеждой (фелонью). Подризник является нижней богослужебной одеждой.

На рукава подризника священники и епископы надевают поручи, или нарукавники. Поручь  (рис.3) КП 12240/7-8  представляет собою слегка выгнутую полосу плотной цельнокроеной материи. Внешняя часть из шелка. Внутренняя сторона подшита однотонным сатином синего цвета. Все швы выполнены механическим способом. По центру нашивка в виде стилизованного четырехконечного креста золотого цвета.  По центру креста плоская прозрачная бусина, расшитая вокруг мелким бисером золотого цвета.  Край изделия обработан позументной лентой золотого цвета. Охватывая руку в запястье, поручь соединяется с внутренней стороны руки с помощью шелкового  шнура желтого цвета, продеваемого в петли. Застежка на три петли. Размер - 11,5 х 13 см. Шнур и петли на боковых краях поношены.

Поручи символизируют крепость и мудрость. Изображение креста означает, что через руки священнослужителей,  Сам Господь совершает таинства церкви.

 Епитрахиль (рис.4)  КП 12240/4 – длинная лента, огибающая шею и двумя концами спускающаяся вниз. Внутренняя сторона подшита сатином синего цвета. Края изделия обработаны позументной лентой золотого цвета, по низу золотая лента с бахромой. Все швы прострочены механическим швом. Спереди ленты сшиты между собой при помощи семи выпуклых ажурных металлических пуговиц серебряного оттенка. На лентах симметрично расположено шесть аппликаций крестовидной формы (по числу таинств). Размер - 31 х 132 см. С внутренней стороны загрязнение ткани в виде пятен.

 Фелонь КП 12240/1 (рис.5)  - верхняя одежда священника, надеваемая поверх других одежд. Длинная, широкая одежда, без рукавов, с отверстием для головы и большим вырезом спереди, доходящим до пояса, для свободного движения рук. Верхние оплечья фелони твердые и высокие. Верхний край фелони со спины имеет вид усеченного треугольника или трапеции и возвышается над плечами. Горловина и край изделия обработаны тонкой атласной лентой золотого цвета.  К верхнему и нижнему краю фелони нашиты позументные ленты золотого цвета. На спине в верхней части под плечевой полосой аппликативно пришит четырехконечный крест из металлических нитей. Внизу спинной части фелони, ближе к подолу, на одной линии с крестом аппликация -  восьмиконечная звезда. Подклад пришивной из синего атласа. Размеры - 80 х 140 см. Видимые потертости на ткани, следы загрязнения в виде пятен на подкладе.

Пояс (рис.6) КП 12240/3 – цельнокроеное шелковое полотно прямоугольной формы. Оборотная сторона прострочена механическим швом. Край пояса обработан золотыми лентами.  В центре нашивка – стилизованный четырехконечный крест.  С двух концов к поясу пришиты атласные ленты синего цвета, которыми опоясывается священник. Края ленты подшиты машинным швом. Размер - 10,5 х 91,5 см. Просматриваются потертости отделки по краю изделия. Пояс надевается поверх подризника и епитрахили.

Набедренник (рис.7)КП 12240/5  в виде полотна прямоугольной формы. По краю изделия позументная золотая лента. Чуть ниже середины и внизу изделия нашита золотая лента с бахромой. Швы выполнены механическим способом. В центре нашивка – стилизованный четырехконечный крест. Вверху к углам пришита петля из длинной атласной синей ленты. Края ленты вшиты в линию разреза потайным швом. Подкладка из синего атласа.  Размер - 35 х 63,5 см.

Набедренник надевают через левое плечо, и он спускается с правого бока ниже пояса, на бедро.

Палица (рис.8)КП 12240/6 – полотно ромбовидной формы, каркас твердый, обшит  шелком. По периметру нашита позументная золотая  лента, вдоль края золотая лента с бахромой. В центре аппликативно пришит стилизованный четырехконечный крест. Сверху петля из атласной ленты синего цвета вшита в линию разреза потайным швом. Оборотная сторона из сатина синего цвета. Размер - 52,5 х 42,5 см.

Облачения священнослужителей, наравне с иконами, интерьером храма, песнопениями призваны организовывать гармонию православного богослужения. Древние символы, яркие цвета, особый крой – составляют неповторимость церковных одеяний.

Изучая предметы, богатые историей нашей Родины, открываются бытовая культура, традиции, обычаи нашего народа.

Важнейшей задачей музея является сформировать у подрастающего поколения любовь к родному краю, чувства гордости и ответственности за богатое историко-культурное наследие. Все виды деятельности музея направлены на просвещение, расширение кругозора. Музейные средства помогают формировать патриотические чувства, духовные понятия, закладывают фундамент знаний по истории родного края.

 

 

Список использованных источников и литературы:

1. Щербина Д.Е. Православный Верх-Нейвинск. Прошлое и настоящее./Щербина Д.Е. - Новоуральск, 2008 г. 

2. Архиепископ Вениамин. Новая Скрижаль или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных./Вениамин, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский – Москва, Русский Духовный центр, 1992 г.   

3. Облачение священника – Православие и мир [Электронный ресурс]

4. Архив Новоуральского историко-краеведческого музея.